Исследование и анализ российских и экспортных рынков
- Определение перспективных рыночных ниш
- Оценка потенциала рынков
- Разработка маркетинговой стратегии
- Маркетинг в рамках планирования инвестпроектов
Виды исследований
Определение перспективных рыночных ниш
Процесс определения потенциально привлекательных рыночных ниш реализуется посредством формирования критериев выбора ниши, анализа влияния внешней среды и внутренних возможностей компании, анализа будущего развития ниши, рынка и рисков работы.
В рамках анализа составляется перечень участников рынка, проводится оценка их долей. Особое внимание уделяется описанию ассортиментного портфеля, изучению слабых и сильных сторон, географического охвата, систем дистрибуции, ценовой политики и многих других параметров.
На основе полученных данных делаются прогнозы на предмет развития конкурентной среды и потенциала развития.
Определение потенциала (емкости) рынка
Определить возможные объемы реализации продукции и услуг на рынке с учетом наибольшего уровня потребления можно выполнив оценку всех ключевых показателей: числа потенциальных потребителей; доли тех, у кого есть опыт приобретения рассматриваемого продукта; размера разовой закупки; числа будущих потенциальных потребителей, заинтересованных в продукте; производства, экспорта, импорта изучаемого продукта или аналогов; темпов и перспектив развития отрасли.
Для расчета потенциальной, фактической и доступной емкости рынка используются три ключевых метода. Первый связан с нормами потребления. В основе второго лежит аналитика рынка. И третий — метод реальных продаж.
При расчете потенциального спроса на продукт необходимо учитывать особенности конкретной отрасли, точность расчета, полноту источников информации.
Анализ импорта-экспорта на основе данных таможенной статистики
Анализ таможенной статистики даных ВЭД конкурентов, компаний-конкурентов — мощный маркетинговый инструмент. С его помощью этих данных можно не только получить представление о реальном состоянии дел на рынке, но и выбрать оптимальные направления продаж, поставщиков и потенциальных потребителей, выявить потенциальные ниши.
В процессе анализа осуществляется выборка из базы таможенной статистики по конкретным кодам ТНВЭД, что позволяет провести комплексную оценку по продукту, включая данные по производителям и странам-изготовителям и поставщикам, получателя, количеству товара в весе, стоимости и прочим факторам.
Анализ импорта-экспорта товаров является полезным инструментом как для выбора перспективного направления бизнеса, так и для повышения эффективности текущей деятельности.
Анализ рынка в рамках инвестиционного планирования
В рамках разработки инвестиционного проекта особое внимание уделяется анализу рынка. От качества проведения этого этапа во многом зависит полнота информации на основании которой будет приниматься инвестиционное решение при реализации проекта. Качественно выполненное маркетинговое исследование позволяет оценить реальные перспективы инвестпроекта, оценить объемы и потенциал рынка, конкурентную среду, цены, потенциал для возможной доли проекта. На основании полученных данных в дальнейшем на этапе разработки бизнес-плана рассчитывается прогнозный денежный поток и окупаемость инвестиций.
Разработка маркетинговой стратегии
Основная цель маркетинговой стратегии состоит в максимальном росте количества потребителей.
Стратегия формализует основные типы целевой аудитории проекта/портреты потребителей, ключевые параметры позиционирования компании, УТП, ценностное предложение и основные параметры коммуникации с потенциальными потребителями с целью достижения основных целей компании (рост продаж, завоевание новых рынков, вывод на рынок новых продуктов и так далее).
Кейсы
Смотреть все кейсыМетоды и инструменты
Кабинетные исследования
Анализ информации о рынке из открытых источников, среди которых как правило:
- базы данных отраслевых и специализированных порталов;
- официальная статистика: Росстат, Федеральная таможенная служба, отраслевые ресурсы, международная статистика;
- аналитические материалы профильных ведомств и компаний;
- информация о тендерных закупках;
- результаты готовых исследований, обзоры, интервью с экспертами, участниками рынка и представителями госорганов в СМИ;
- сайты ключевых игроков рынка.
Кабинетные исследования позволяют в сжатые сроки собрать разнообразные данные о рынке и его игроках. Помогут в выдвижении гипотез и построении опорных точек для построения рыночной модели.
Опросы
Опросы представителей целевой аудитории происходят в разных форматах: на сайтах, по телефону или во время личной беседы. В качестве респондентов выступает группа людей, как правило, являющихся представителями целевой аудитории рынка. Метод опроса целевой аудиотории позволяет получить сведения «из первых уст» и собрать необходимую информацию:
- социально-демографический портрет потребителя;
- уровень удовлетворенности продуктами конкурентов;
- предпочтения и ожидания, факторы выбора продукции;
- макрохарактеристики рынка: емкость, степень насыщенности, потенциал роста, основные сегменты и их доли;
- чувствительность к цене;
- востребованности рыночных новинок;
- эффективности рекламных кампаний.
Опросы позволяют достичь высокого уровня стандартизации полученной информации, поскольку респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов.
Экспертные интервью
Беседа со специалистами, глубоко разбирающимися в своей отрасли. Интерьвью проводится в свободном формате, опираясь на заранее составленные вопросы. В качестве приглашенных экспертов выступают:
- разработчики продуктов и услуг;
- представители отраслевых ассоциаций;
- представители регулирующих органов;
- представители научного сообщества;
- представители крупных компаний;
- дистрибьютеры продукции.
В ходе такой беседы можно получить множество ценных инсайтов, которые неочевидны из простого наблюдения за рынком.
Глубинные интервью
Беседа с представителями целевой аудитории, в результате которой можно понять потребности потребителей и на их основе создавать новые продукты или планировать маркетинговые мероприятия для входа на рынок. Позволяет решить следующие задачи:
- составление портрета и паттернов поведения потребителей;
- комплексное исследование поведения потребителей: выявление истинных и скрытых мотивов, предпочтений, стереотипов, предубеждений и страхов;
- тестирование новой упаковки, рекламных концепций и рекламных материалов;
- изучение отношения к представленным на рынке торговым маркам, товарам, брендам;
- поиск свободных рыночных ниш, разработка новых продуктов на основе мнений потребителей.
Данный метод позволяет определить текущие привычки поведения потребителей во время поиска информации о продукции, выборе определенной марки и совершении покупки. Наглядно выявляются стереотипы и проблемы в отношении продукта или его заменителей.
Фокус-группы
Коллективное обсуждение с представителями целевой аудитории товаров и услуг. Фокус-группы проводятся под руководством модератора, который управляет группой и направляет беседу в нужное русло. С помощью данного метода можно решить следующие задачи:
- оценка восприятия продукции в сравнении с конкурентами;
- глубинное изучение потребительского поведения — выявление ключевых мотивов, предпочтений, барьеров, предубеждений и страхов;
- оценка восприятия бренда и других брендов, представленных на рынке, конкурентов глазами потребителя;
- тестирование упаковки продукции;
- тестирование рекламных материалов и рекламных концепций;
- создание идей по совершенствованию продуктов и сервисов.
Отзывы
Часто задаваемые вопросы
Мы проводим кабинетные и полевые исследования, направленные на анализ привлекательности инвестиционных проектов, развитие и поиск рынков сбыта, оценку конкурентного окружения, определение позиционирования, разработку маркетинговой стратегии и т. д. В зависимости от целей исследования применяем необходимый набор инструментов, включая работу с различными базами данных и источниками информации, глубинные экспертные интервью, фокус-группы, анкетирование и другие методы.
Мы проводим кабинетные и полевые исследования, направленные на анализ привлекательности инвестиционных проектов, развитие и поиск рынков сбыта, оценку конкурентного окружения, определение позиционирования, разработку маркетинговой стратегии и т. д. В зависимости от целей исследования применяем необходимый набор инструментов, включая работу с различными базами данных и источниками информации, глубинные экспертные интервью, фокус-группы, анкетирование и другие методы.
Средний срок проведения маркетингового исследования составляет от 3 до 8 недель. Вы можете заполнить небольшой бриф, и мы подготовим для Вас коммерческое предложение с указанием сроков и стоимости анализа рынка.
Стандартный отчет состоит из описания целей и задач, методологии, описания проведенной работы, подробного аналитического блока и результатов исследования, а также рекомендаций на основе полученных данных.
Итоговый отчет мы предоставляем в виде оформленного pdf-документа, презентации или иного документа со ссылками на использованные в процессе работы исходные данные, базы, результаты интервью, стенограммы, видеозаписи фокус-групп и прочую детальную информацию, которую можно впоследствии использовать в работе.
С помощью количественных исследований мы собираем цифры, цены, численные оценки и прочую информацию, которая помогает получить объемные данные о состоянии рынка. Качественные исследования помогают глубже понять потребности целевой аудитории, качество продукции, ожидания, экспертные и потребительские мнения и т.д.
В процессе анализа мы предпочитаем использовать сочетание обоих методов для получения полноценной картины.
Кроме собственных наработок, баз данных и полевых исследований, мы анализируем данные официальной российской и международной статистики, отчеты министерств и ведомств, отраслевые базы и порталы, таможенную аналитику, годовые отчеты компаний, интервью с отраслевыми экспертами, данные специализированных отраслевых порталов по раскрытию информации, исследования, обзоры и другие источники информации.
Для того чтобы разработать качественный бизнес-план, необходимо опираться на реалистичные прогнозы по объемам продаж, так как вопрос востребованности продукта/услуги является одним из важнейших вопросов проекта. Именно результаты маркетингового исследования закладываются в основу этих прогнозов. Поэтому, с нашей точки зрения, лучше заказать исследование рынка и включить его результаты в бизнес-план, особенно, если вы планируете привлекать деньги из внешних источников финансирования. Кроме того, исследование может помочь найти поставщиков сырья, его стоимость, оценить потенциал рынка, выявить слабые/сильные стороны по отношению к конкурентам и разработать эффективную маркетинговую стратегию.
Получите бесплатную консультацию
Расскажите нам о задаче, которую вам нужно решить.