Агентство инвестиционного планирования и маркетинга
г. Москва +7 (499) 394-28-69
г. Калининград +7 (4012) 767-848

Анализ цветочного рынка России

Анализ цветочного рынка России

Последние пять лет производство свежих цветов внутри страны постоянно увеличивается. Среднегодовой темп роста достиг 9,3%. В 2022 году собрано 400 млн срезанных цветов, по итогам 2023 года планируется увеличение данного показателя на 20%.

В этой статье проанализируем цветочный рынок России и определим его перспективы.

Цель анализа

К нам обратилась компания, для которой необходимо было провести анализ цветочного рынка России. Перед нашими специалистами были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать производство цветов в России.
  • Оценить объемы и емкость рынка.
  • Определить потенциал цветочного рынка для реализации нового проекта.
  • Выявить основных конкурентов.

Особенности цветочного рынка в России

Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются розы, хризантемы, герберы, тюльпаны и гвоздики. На выращивании этих растений сосредоточены внутренние производители. Предложение по остальным видам цветочной продукции создается за счет импорта.

Структура российского рынка цветов сложилась следующим образом:

  • Розы — 49%.
  • Хризантемы — 15%.
  • Гвоздики — 11%.
  • Тюльпаны — 10%.
  • Герберы — 8%.

На протяжении последних пяти лет в отрасли наблюдается тенденция к импортозамещению.

В 2022 году объем внутреннего производства составил 400 млн цветов. По итогам 2023 года планируется выйти на 500 млн срезанных растений. При этом доля рынка будет увеличена до 26%. 

Изображение теплицы для статьи на тему маркетингового исследования цветочного рынка России.

Объем производства и продаж цветочной продукции

По состоянию на 2022 год объем проданных цветов составил 1 890 млн штук, при этом доля импорта достигла 85%. Основными импортерами стали:

  • Латвия — 40,5%.
  • Литва — 20,3%.
  • Нидерланды — 12,4%.

Российские производители освоили 15% рынка, обеспечив поставку 400 млн растений. На экспорт пошло 4,1 млн цветов. Основными покупателями стали Узбекистан, Турция и Таджикистан. 

На протяжении последних пяти лет объем внутреннего производства постоянно увеличивается. Так, в 2018 году российские тепличные хозяйства по выращиванию цветов обеспечили рынок на 12%, в 2022 – на 15%. Сдвиги незначительные, но, учитывая политику импортозамещения, государственную поддержку АПК и санкции, прогнозируется существенный рост внутреннего производства.

Для наглядности мы представили показатели объемов сбора свежих срезанных цветов в динамике с 2018 года.

Из графика видно, что на протяжении последних пяти лет объем внутреннего рынка возрос на 9,3%. Положительная тенденция наблюдается за счет государственной поддержки отрасли, нацеленной на импортозамещение. Компании берут кредиты на льготных основаниях, добиваются цифровизации и автоматизации производственных процессов, что положительно сказывается на урожайности.  

За счет строительства тепличных комплексов прогнозируется увеличение объемов внутреннего производства. По итогам 2023 года объемы внутреннего рынка планируется поднять до 26%, что составит 500 млн срезанных цветов. 

Конкуренты

На текущий момент основными игроками отечественного рынка являются следующие компании:

  • АО “Новая Голландия”, Ленинградская область.
  • ООО “Изовол Агро”, Белгородская область.
  • АО “Мир Цветов”, Республика Мордовия.
  • ООО “ТК “Подосинки”, Московская область.

Суммарная выручка перечисленных производителей по итогам 2022 года составила 2 874 млн руб. Исследование рынка цветов показало, что за последние пять лет суммарная выручка данных компаний увеличилась на 3,1%.

Изображение теплицы для статьи на тему маркетингового исследования цветочного рынка России.

Тенденции

Проведенное исследование показало следующие перспективы проекта:

  1. Цветочный бизнес сохраняет значительный потенциал для роста. Этому способствует государственная стратегия импортозамещения, кредитование на льготных условиях, модернизация и автоматизация отрасли. Планируется выход на полную производственную отдачу инвестиционных проектов, которые запускались на протяжении последних нескольких лет.
    Согласно прогнозам, отечественные тепличные хозяйства по выращиванию цветов на протяжении следующих пяти лет займут до половины всего рынка, увеличив объемы производства в 1,5-2 раза и обеспечив поставку 700-800 млн свежих срезанных цветов.
  2. Анализ показывает рост собственного производства и снижение зависимости от импортных поставок цветов. По итогам 2023 года ожидается, что доля собственного производства составит четверть объема рынка (25%). При этом имеет место высокая зависимость производителей от импортных поставщиков посадочного материала.
  3. Основная доля продаж приходится на большие города. Крупнейшим покупателем стала Москва, где продается до 35% от всей цветочной продукции. В среднем же на каждого человека в стране приходится по 2-3 букета в год.

Заключение

Наша команда провела маркетинговое исследование рынка цветов, которое показало потенциал отрасли. В условиях санкций и международного давления отечественные производители получают государственную поддержку и возможности для увеличения производительности. На рынке освободились ниши, которые раньше занимали зарубежные поставщики свежих срезанных цветов.

С полными результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.

ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

    Другие проекты

    Получите бесплатную консультацию

    Расскажите нам о задаче, которую вам нужно решить.