Бизнес-план грузового автосервиса
Ускорение процессов импортозамещения и перестройка логистических цепочек привели к увеличению спроса на грузоперевозки. В результате в стране наблюдается рост объема перевозок грузов автомобильным транспортом, что оказывает влияние на развитие сегмента станций технического обслуживания грузовой техники. С июня 2021 по июнь 2022 гг. рынок грузовых автосервисов в России увеличился на 7%.
Цель проекта
К нам обратился предприниматель, который планировал запустить дополнительный цех для обслуживания грузовых автомобилей. Заказчик был заинтересован в привлечении финансирования для реализации проекта расширения. Нашей команде поставили задачу разработать бизнес-план, финансовую модель и другие необходимые документы.
Анализ рынка грузоперевозок
Количество грузовых СТО коррелирует с востребованностью грузоперевозок, поэтому анализ рынка автосервисов требует изучения ситуации с грузовыми машинами в стране. По данным «Автостат Инфо» объем парка данных автомобилей на конец июня 2022 года достиг 2,62 млн единиц. Причем 1,68 млн – это отечественный транспорт, остальные 937 тыс. — иномарки.
Наибольшее количество грузовых машин зарегистрировано в Москве. На столичный парк приходится 189,6 тыс. единиц техники, что составляет 7,2% от общероссийского парка. Крупные автопарки также имеются в следующих регионах:
- Московская область — 136,3 тыс. грузовых машин.
- Краснодарский край — 100,4 тыс. грузовиков.
- Татарстан — 91,5 тыс. грузовых авто.
- Ханты-Мансийский автономный округ — 74,6 тыс. грузовиков.
Как показывают исследования Russian Automotive Market Research, средний возраст грузовиков в нашей стране составляет 20,2 лет. Самые новые машины представлены иностранными брендами Scania и Volvo. Средний возраст данного транспорта в автопарках не превышает 3 лет.
Анализ рынка автосервисов
По итогам второго квартала 2022 года в нашей стране насчитывалось 924 дилерских цента. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года их количество увеличилось на 13 единиц. В ТОП лидеров по расширению грузовых автосервисов вошли следующие сетевые компании:
- «Урал», который открыл 14 новых центров.
- «Dong Feng» — 14 центров.
- «КАМАЗ» — 12 центров.
Наблюдается прирост и по количеству сервисных центров грузовых автомобилей. По итогам второго квартала 2022 года в стране насчитывалось 1420 центров, что на 7% больше, чем годом ранее.
Данные показатели свидетельствуют об увеличении спроса на услуги автосервиса. Геополитическая обстановка складывается в пользу бизнеса на ремонте авто, в том числе грузового. Сыграло свою роль удорожание транспорта и желание собственников сохранить его как можно дольше в рабочем состоянии. Также на росте бизнеса сказалось увеличение емкости российского рынка грузового автотранспорта после введения ограничений на выезд грузовиков из Евросоюза.
Структура рынка техобслуживания грузовых автомобилей представлена тремя группами:
- Авторизованные дилерские центры.
- Независимые сервисные центры (одиночные либо сетевые).
- Индивидуальные мастерские.
Что касается вторичного рынка запчастей для грузового транспорта, то по итогам 2022 года больше всего средств было потрачено на:
- Шины, на которые израсходовано 195 млрд руб., или 36% от совокупных затрат.
- Масла и эксплуатационные жидкости — 55 млрд руб., или 10% от общих затрат.
- Узлы и детали топливной системы — 40 млрд руб., что составляет 7% от общих затрат.
Общая доля этих групп расходов составляет 53%, то есть на них приходится более половины всего вторичного рынка автозапчастей.
Анализ целевой аудитории автосервиса
Для развития автосервиса и снижения рисков сбыта услуг в период экономического спада рекомендуется работать с заказчиками, которые представляют различные направления деятельности:
- Логистические компании.
- Сельхозпредприятия.
- Строительные и дорожные компании, владеющие спецтехникой.
- Муниципальные компании, которые осуществляют различные виды работ и владеют грузовым автотранспортом.
Описание общей стратегии реализации проекта
Реализация проекта по развитию автосервиса предусматривает:
- Строительство нового цеха по ремонту грузовых автомобилей.
- Установку постов обслуживания, приобретение оборудования.
- Благоустройство территории сервиса (выполнение дорожного покрытия на площади около 3 000 кв. м).
- Приобретение автоматической портативной мойки для автобусов и грузовых машин.
Реализация плана по наращиванию производственных мощностей требует бесперебойных поставок сырья (запасных частей, автомасел). Для этой цели заказчик уже сотрудничает на долгосрочной основе с отечественными и зарубежными поставщиками.
Методы стимулирования продаж
Разработанный нашей командой бизнес-план автомастерской включает в себя методы, с помощью которых можно увеличить количество заказов. Среди основных рекомендаций выделяется:
- Использование «сарафанного радио», как самого эффективного метода стимулирования продаж. Для его работы необходимо обеспечить высокое качество обслуживания, скорость, обслуживание клиента «под ключ», чтобы ему не пришлось искать другого исполнителя для получения какой-либо услуги.
- Грамотная диагностика автомобилей. После получения услуг у клиентов не должно складываться впечатление, что автосервис на них хотел заработать. Необходимо полностью исключить «навязывание» ненужного сервиса.
- Предоставление персональных услуг, активное взаимодействие топ-менеджера с клиентами.
- Расширение действующей программы лояльности.
Результаты реализации проекта
Наша команда разработала бизнес-план СТО для грузовых автомобилей, в который входят:
- Анализ российского рынка грузоперевозок и автосервисов для грузовиков.
- Анализ конкурентов, ценообразования.
- Изучение динамики текущего развития.
- Оценка потенциального объема услуг.
- Финансовая модель, включающая расчет доходной и расходной части проекта, анализ чувствительности, эффективности инвестиций и устойчивости к рискам.
ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СО СПЕЦИАЛИСТОМ